
Автор статьи
Рачкевич Мария
Преподаватель
Главное, что родители могут дать детям — это воспитание, жизненные ценности, опыт. Многие взрослые стремятся максимально обезопасить ребенка и, словно супергерои, бросаются на помощь, чтобы оградить от переживаний и ошибок. Но в этом они сами допускают большую ошибку. Дети учатся на неудачах, а задача родителей — поддерживать их и направлять. О том, как это сделать, расскажем в статье.
«Учись на чужих ошибках!» — часто говорят родители детям, рассказывая истории из жизни знакомых или своей молодости. Но добиваются обратного. Маленькие дети не понимают, как можно научиться на чужих ошибках, а подростки воспринимают слова родителей как прямое указание к действию: «Слушай моего совета и делай так, как я сказал!»
Переходный возраст — это время, когда ребенок активно ищет себя. Он хочет стать режиссером своей жизни, стремится к самостоятельности и независимости от родителей. «Чужие ошибки», о которых рассказывают взрослые, — это готовые решения. Подростку они чужды. Для него важно самостоятельно исследовать мир, принимать собственные решения. Неудачи помогают подросткам:
Понимать последствия своих действий. Личный опыт — самый убедительный учитель. Когда подросток сталкивается с результатами решений, он учится принимать ответственность и делать более обдуманный выбор в будущем.
Развивать критическое мышление. Анализ ошибок помогает подросткам оценивать ситуацию с разных точек зрения, совершенствовать способность к саморефлексии, находить оптимальные решения в сложных ситуациях.
Укреплять уверенность в себе. Каждый успешно преодоленный вызов делает подростка увереннее в своих силах и возможностях. Даже ошибки, которые сначала кажутся неудачами, в итоге становятся источником гордости и самоутверждения.
Улучшать навыки адаптации. Жизнь полна непредсказуемых ситуаций. Умение адаптироваться к ним — важный навык. Ошибки учат подростков быть гибкими и открытыми к переменам, что крайне важно для успешной взрослой жизни.
Неудачи — лучшие учителя. Они учат ребенка отражать удары судьбы, не сдаваться на пути к цели. Невозможно достичь успеха без умения ошибаться. Если сравнить истории успеха знаменитостей, можно заметить общее: в их жизнях были падения, но они не сдались и продолжили свой путь. Генри Форд, Томас Эдисон, Джоан Роулинг, Уолт Дисней, Константин Станиславский, Юрий Никулин… Можно бесконечно продолжать список людей, которые своим примером показывают, что к выдающимся достижениям можно прийти только через борьбу с трудностями и неудачами.
Главная задача родителей — не ограждать ребенка от ошибок, а научить с ними справляться. Не нужно, словно коршуну, парить над ребенком в поисках обидчиков и сложностей, от которых нужно защитить. Позвольте ребенку набраться опыта и пережить эмоции, которые помогут ему развивать социальные навыки, успешно взаимодействовать с окружающим миром.
Однако это не означает, что нужно отойти в сторону и наблюдать, как ребенок набивает шишки. Вспомните, как вы учили ходить своего малыша. Вы не оставляли его одного, а поддерживали и страховали, но при этом давали возможность делать первые шаги самостоятельно. Каждый его шаг был наполнен вашим участием и готовностью подхватить, если он оступился. Так же и с жизненными уроками: важно быть рядом, чтобы направлять и поддерживать, но при этом позволять ребенку учиться на собственном опыте и развивать уверенность в себе.
Учитывайте фактор возраста, давайте подростку возможность принимать более сложные решения и нести ответственность за свои поступки. Для этого:
Покажите подростку, что вы готовы поддержать в его начинаниях, даже если они не всегда успешны. Будьте открыты к обсуждению идей и планов, но избегайте критики. Критика может оставить болезненное воспоминание.
Доносите свои мысли и чувства в формате «Я-высказываний»: «Я беспокоюсь, что ты совсем не готовишься к экзаменам. Я понимаю, что ты сам способен принять лучшее для себя решение, тем не менее переживаю…» В таких высказываниях нет претензии на власть над подростком. Он примет их к сведению, а не отметет сразу, как навязчивые указания или критику.
Обсуждайте ошибки как возможности для роста. Не ругайте за промахи, не напоминайте о них при каждом удобном случае. Постарайтесь использовать негативный опыт как урок. Разберите, как возникшая ситуация может помочь в будущем. Поддерживайте подростка в поиске решений и альтернатив.
Развивайте эмоциональную устойчивость подростка. Помогите научиться управлять стрессом и эмоциями, чтобы он мог адекватно реагировать на неудачи и продолжать двигаться вперед.
Поддерживайте и развивайте способности подростка. Даже если его интересы кажутся вам несерьезными, не препятствуйте. Никто не знает, какие навыки понадобятся ему в будущей профессии.
Если ваш ребенок ничем не интересуется, постарайтесь понять, в каких сферах деятельности он мог бы достичь успеха. Для этого предложите пройти комплексную профориентацию. Выпускник подберет подходящие профессии и поймет, какие экзамены, нужно сдавать, чтобы поступить в вуз.
Мы изучили демонстрационные варианты ЕГЭ 2025 года и сравнили их с заданиями с прошлого года. Все нововведения мы собрали в одном документе «Изменения ЕГЭ 2025».
В 2025 году выпускников ждут серьезные изменения на ЕГЭ по русскому языку и литературе. Внесены также корректировки в ЕГЭ по иностранным языкам, биологии, физике и информатике.
К сожалению, многие школьные учителя не всегда отслеживают все изменения и продолжают готовить выпускников по старым вариантам. Чтобы помочь своему ребенку избежать лишних ошибок на экзаменах, скачайте перечень изменений ЕГЭ от Лектариума.
Оставьте комментарий