
Автор статьи
Сергеева Мария
Куратор
Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 31% респондентов сталкивались с буллингом со стороны учителя. Среди жертв учительской травли не только беззащитные младшие школьники, но и старшеклассники, которые могли бы постоять за себя, но по каким-то причинам этого не делают. Почему взрослые люди, которым мы доверяем воспитание детей, инициирует их травлю? Как бороться с учительским буллингом? Об этом расскажем в статье.
Буллинг — это осознанная и целенаправленная травля одного из учеников. Агрессор использует свою силу или власть, чтобы унизить жертву, причинить ей физическую или психологическую боль. Буллинг — это не просто конфликт между учителем и учеником. Это систематически повторяющийся прессинг, который нарушает границы и достоинство жертвы, превращая ее жизнь в постоянный стресс и страдание.
Если учитель допускает эмоциональное насилие над детьми, значит, дает остальным детям молчаливое согласие на травлю.
Иногда учителя даже не осознают, что буллят школьников. Подумаешь, высказался про внешний вид — но ведь подросток и правда нелепо выглядит. Или сказал, что ученик ни за что не сдаст ЕГЭ — но ведь он ничего не учит, а так хоть испугается. Таких «невинных» замечаний может быть множество. Но за ними скрываются грубые и жестокие слова, которые повторяются изо дня в день.
Насилие со стороны учителя проявляется в неуважительном отношении к ребенку, пренебрежении его статусом и достижениями, а также в психологической или физической агрессии в адрес учеников. Агрессия выражается через:
крик;
невербальное насилие;
регулярную необоснованную критику;
оценивание достатка;
демонстративную неприязнь;
игнорирование физических потребностей ребенка;
настраивание одноклассников против школьника.
Самое страшное, многие учителя уверены, что таким образом помогают школьникам — заставляют учиться, воспитывают, мотивируют, направляют на путь истинный. Но есть и такие, кто компенсирует травлей неудачи в личной жизни, скрывает собственные комплексы или получает эмоциональную разрядку, унижая детей. Образование не должно строиться на страхе и унижении. Сила знаний — в любопытстве ребенка, увлеченности учителя, в его неравнодушии, понимании детей и желании найти индивидуальный подход к каждому.
Регулярное психологическое давление на ребенка постепенно разрушает его самооценку и меняет поведение. Отсутствие аппетита или переедание, раздражительность, подавленное состояние, нежелание идти в школу, проблемы со сном, недоверие к окружающим — косвенные признаки того, что ребенок стал жертвой учительского буллинга.
Многие родители, которые живут по принципу: «не жалуется, значит, все в порядке», списывают перемены в поведении на сильную загруженность или переходный возраст. Присмотритесь к ребенку. Признаками того, что учитель буллит вашего ребенка могут стать:
падение успеваемости по одному предмету, нежелание сдавать этот предмет на ЕГЭ, хотя он необходим для поступления;
замкнутость, уход от общения с друзьями;
резкое изменение стиля одежды или внешности как способ самовыражения или защиты;
агрессивное поведение как реакция на пережитый стресс.
Понаблюдайте за своим ребенком. Если вы заметили изменения в поведении подростка, поговорите с ним, предложите свою помощь. Вы не сделаете хуже. Он уже жертва, и только в ваших силах изменить ситуацию.
Единого алгоритма действий не существует. Все зависит от ситуации, характера ребенка и учителя. Главное, что должны сделать родители, — показать ребенку, что вы на его стороне. Борьба с учительским террором в одиночку — непосильная ноша для подростков.
Чтобы эффективно бороться с учительским буллингом, родители могут предпринять следующие шаги:
Открытый диалог. Начните с обсуждения ситуации с ребенком, чтобы понять, что происходит, и убедить его в вашей поддержке.
Документирование инцидентов. Записывайте все случаи буллинга с указанием даты, времени, места и обстоятельств. Аудио- и видеозаписи помогут при обращении к администрации школы.
Встреча с учителем. Обсудите с педагогом сложившуюся ситуацию. Выясните причины его отношения к подростку. Объясните, как его поведение влияет на ребенка. Подходите к разговору конструктивно. Если есть замечания по поведению или успеваемости ребенка, учтите их и постарайтесь, чтобы подросток исправился.
Обращение к администрации. Если разговор с учителем не принес результатов, обратитесь к администрации школы с официальной жалобой, подкрепленной собранными доказательствами. Напишите два заявления. Одно с печатью и подписью директора оставьте у себя. Юристы также рекомендуют вести аудиозаписи разговора.
Жалоба в вышестоящие инстанции. Если после беседы с директором школы, ситуация не изменилась, можете обратиться в Управление образования, полицию или прокуратуру. Заявление в эти учреждения отрезвляет даже самых несговорчивых учителей.
Но, как правило, похода родителей к преподавателю бывает достаточно. Учитель осознает серьезность ситуации и старается изменить поведение, понимая, что его действия находятся под вниманием и будут иметь последствия.
Родители должны сделать все возможное, чтобы ничто не отвлекало их ребенка от учебы: ни проблемы с учителями, ни изучение нормативных аспектов проведения приемных кампаний.
Пока выпускник готовится к ЕГЭ, важно продумать тактические шаги поступления в вуз. В этом вам поможет разработка Лектариума «Поступление в вуз 2024–2025».
В документе мы собрали всю необходимую информацию для разработки эффективной стратегии поступления:
Словарь поступающих поможет вам ориентироваться в нормативных документах.
Перечень распространенных ошибок при подготовке к экзаменам, выборе вузов и процессе поступления убережет вашего ребенка от провала.
Указание возможных способов поступления поможет выбрать наиболее подходящий вариант для вашего ребенка.
В документе много ссылок на полезные ресурсы для абитуриентов, которые помогут вашему ребенку поступить на бюджет.
Оставьте комментарий