
Автор статьи
Полякова Варвара
Преподаватель
О важности ЕГЭ знает каждый первоклассник. А к 11-му классу страх перед экзаменами у многих приобретает масштабы фобии. Психологи утверждают, что чем больше ребенок боится, тем хуже он усваивает материал и сдает экзамены. Выпускникам и родителям важно изменить восприятие государственных экзаменов. Они должны понять, что это не конец света, а очередной этап на пути к дальнейшему образованию и развитию. В статье расскажем о том, как родителям и детям справиться с подготовкой к ЕГЭ.
Не превращайте экзамен в источник повышенного стресса и тревог. Излишнее внимание к ЕГЭ и поступлению в вуз только усиливает давление и усугубляет страхи выпускников. Из-за повышенной тревожности у них возникают проблемы с памятью и концентрацией внимания.
Психологи объясняют это особенностями работы префронтальной коры головного мозга. Она отвечает за управление мыслительной активностью, создание сложных когнитивных схем и принятие решений. Но в стрессе направляет все резервы на борьбу с эмоциями. У ребенка не остается сил на то, чтобы извлечь из памяти весь изученный материал.
Важно понять, что ЕГЭ — это не цель, а лишь средство, которое поможет поступить в вуз и получить высшее образование. Даже если что-то пойдет не так, не стоит паниковать. К профессии ведут и другие пути. Выпускник может поступить в колледж, продолжить готовиться к ЕГЭ, а через год пересдать экзамены и поступить в вуз.
После колледжа можно поступить в вуз по внутренним испытаниям, минуя ЕГЭ.
Выпускники и их родители становятся заложниками общественного мнения. Мало того, что сами себя накручивают, так еще учителя, родственники, знакомые подливают масла в огонь: «Почему подросток гуляет и так мало готовится, не сдаст, что будете делать, если не поступит?»
Родители заводятся, начинают давить на выпускника, а тот уже испытывает давление со стороны школьных учителей. Так ребенок оказывается в эмоциональной ловушке.
Помните, мотивация может быть только положительной. Негативные посылы вроде «Пойдешь улицы мести или в армии служить» вызывают у подростков протест и демотивируют. Им необходимо понимание и поддержка родителей, вера в успех. Дом должен быть местом радости и спокойствия, где дети смогут почувствовать себя в безопасности.
Отсутствие родительской поддержки и понимания — одна из причин деструктивного поведения подростков.
Научитесь игнорировать негативные посылы окружающих. Объясните ребенку, если он не будет вступать в диалог или что-то доказывать учителям, то те перестанут приставать с нравоучительными беседами и переключатся на другую тему.
Помогите выпускнику распределить весь объем материала на оставшиеся до экзамена дни. Психологи советуют расписывать подробно, по часам. Главное — не перегореть. Для этого нужен регулярный отдых.
Процесс самостоятельной подготовки ребенка может выглядеть следующим образом:
день 1 — предмет 1, в котором больше всего сложностей;
день 2 — предмет 2;
день 3 — предмет 3;
день 4 — отдых.
Каждый день можно заниматься в таком формате: 1,5 часа подготовка — 20–30 минут перерыв, 1,5 часа подготовка — и снова перерыв. Во время подготовки не следует отвлекаться на внешние раздражители: соцсети, звонки, сообщения. Время отдыха также рекомендуется проводить без телефона. Мозг должен расслабиться, а постоянный поток новостей в соцсетях только усиливает нагрузку.
Если вашему ребенку удобнее заниматься всеми предметами каждый день, не стоит препятствовать. Главное, чтобы он не забывал о перерывах, иначе напряженная подготовка приведет к эмоциональному выгоранию.
Обязательно включите в расписание пробные экзамены. Они покажут, на какое количество баллов мог бы рассчитывать выпускник, если бы экзамен проходил сейчас, а также определят темы, которые нужно повторить и доучить, чтобы увеличить шансы на успех.
Предлагайте помощь ребенку, только если он вас просит об этом. Помните, вы участвуете в процессе подготовки к ЕГЭ не для себя, а для ребенка. Не пытайтесь решить свои проблемы с тревожностью, заставляя его заниматься с вами. Слушайте, о чем вас просит ребенок, и научитесь распознавать его вербальные и невербальные сигналы.
Многие одиннадцатиклассники отмечают, что пробные экзамены давались им легче, чем настоящие, хотя задания в пробниках были сложнее. Причину этого мы обозначили. Разберем способы борьбы с тревогой:
Признание волнения. Если проговорить мысли и эмоции вслух, напряжение ослабнет.
Глубокое медленное дыхание помогает сосредоточиться и снизить тревожность.
Позитивные аффирмации, такие как «Я готов к этому экзамену», «Я справлюсь», «Я спокоен и уверен в себе», настраивают сознание на успех.
Отстранение от ситуации. На экзамене царит нервная атмосфера. Нужно уметь уходить от нее и оставаться наедине с собой посреди толпы. Тогда ничего не будет давить, и экзамен не будет казаться таким устрашающим.
За день до экзамена лучше прекратить подготовку. День перед экзаменом следует провести за спокойным отдыхом: прогулками, сном, чтением книг. Если учить весь день и всю ночь перед экзаменом, информация не успеет перейти из краткосрочной памяти в долговременную. В результате выпускник не сможет собрать те знания, которые усвоил ранее, что только усилит его волнение.
Для более четкой визуализации успеха составьте с выпускником перечень учебных заведений, где он будет учиться в случае успешной сдачи ЕГЭ. В этом вам поможет разработка Лектариума «100 вузов и их критерии». В ней найдете всю необходимую информацию о самых престижных вузах страны.
Чтобы сделать правильный выбор учебного заведения, вашему понадобятся следующие данные:
Поиск необходимой информации занимает много времени. Чтобы вам не пришлось мониторить сайты вузов, команда Лектариума составила файл «100 вузов и их критерии». Всю информацию мы представили в виде наглядной таблицы:
Изучите списки с выпускником и определите вузы, поступление в которые станет лучшей мотивацией для вашего ребенка.
Оставьте комментарий